О пути к пробуждению и осознаванию от мастера О.Н.

Кто мы есть?

Мастер О.Н упомянутый в моей книге ( у него учился ранее), очень редко пишет в FB, и кстати говоря, он когда-то не раз говорил о написании книги, в итоге книгу написал я, уж как смог, а вот текст ниже, будет служить очень хорошим дополнением. Цитирую ниже последний пост полностью:

Говорят, чтобы аккаунт не аннулировали, надо хотя бы раз в год или два делать в нём какие-то посты. Тогда напишу здесь свою рецензию на фильм Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Давеча я его посмотрел и был сильно впечатлён. Но поскольку фильм реально стоит того, а в рецензии будут спойлеры, то если вы сначала не смотрели фильм, после рецензии будет уже не так драматично и загадочно. Да и сама рецензия без фильма будет не так понятна. К тому же, перед просмотром фильма нужно быть знакомым с «Гамлетом». Так что рекомендую прочитать сначала Шекспира, а если лень, то посмотреть «Гамлета» со Смоктуновским.

Итак, сначала «Гамлет», потом «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (если не в оригинале, то обязательно в переводе Завгороднего), а уже потом — рецензия:

«Розенкранц и Гильденстерн в Бардо».

Они всегда были мертвы и не смогли подготовиться к рождению.

Мне кажется, идея фильма глубже, чем обычно пишут критики. Я её могу привязать к буддийским (индуистским, тибетским) концепциям, хотя с некоторыми оговорками.

Начну c краткого переложения «Тибетской книги мёртвых» на современный язык.

Материального мира (тела, воплощения) не существует. Есть только некая мировая психика (назовём её, допустим, Абсолютом). Психика — только виртуальная ( нет материального мира вообще, есть только духовный).

У этой Психики есть разные функции, их вычленить довольно легко по аналогии с собственными. Мы же их осознаем, вот и можем как-то исследовать в себе и переносить с частного случая на общий (с себя — конкретной личности, на единую и общую — на Абсолют).

Во-первых, есть некая функция, которая способна генерировать информацию (мысли, образы, эмоции). Назовём её, допустим, мышлением (умом). Есть функция — памятование (мы же не мгновенно забываем полученную информацию). Далее, есть функция вовлечения в информацию с последующим к ней интуитивно (запомним это слово) доверительным отношением (ну, к примеру, мы смотрим тупой сериал, но через какое-то время вовлекаемся и даже переживаем за героев, как будто это уже на самом деле). Так же есть функция отождествления: по мере вовлечения мы сравниваем себя с героем, примериваем ситуации на себя, а иногда у особого типа психической конституции возникает феномен полного отождествления (толкиенисты, выдумывающие себе эльфийские имена и биографии, убегающие от родителей и реальной жизни в особые общины, — это ещё цветочки: были случаи, когда люди, после работы на планшете, подходили к окну и, чтобы увеличить далекие и плохо видимые объекты, — пытались пальцами по стеклу, как на экране, расширить видимость и приблизить объекты… А были случаи, когда и под машину попадали, просто не сворачивали в сторону: мол, у них же ещё несколько жизней оставалось в только что законченной компьютерной игре — это они всю ночь в клубе играли и утром со смешанным сознанием шли на работу).

И есть восприятие (оно же — сознание), которое, прошу прощения за тавтологию, воспринимает сгенерированную умом информацию. Осознаёт. Улавливает, как локатор…

Ну, и ещё разные функции есть, а так же их влияние друг на друга, что порождает разные новые варианты…

И вот этот Абсолют (мировая психика) способен создавать какие-то образы, регистрировать их сознанием, вовлекаться в созданные миры и судьбы, отождествляться с ними, то есть терять правильное самоосознавание (Абсолют начинает считать себя конкретным выдуманным им персонажем, личностью, что в индуизме и буддизме называется «ложным я», а смысл духовного развития, соответственно, в том, чтобы тренировать осознанность (восприятие), делать внутренний шум потише, чтобы ушёл источник раздражения, с которым произошло ложное отождествление. Если благодаря такой работе этот иллюзион заканчивается и восприятие восстанавливает изначальное (правильное) самоосознавание, то это называется просветление.

Если до момента «смерти» просветление не происходит, то стартует возможность из трех вариантов:

1. Ну, во-первых, «смерть» не имеет отношения к телу, материи ведь нет, есть только виртуальность (дух), в котором рождаются и умирают разные образы, в том числе образ своего героя, с которым произошло отождествление. Но у любого процесса должна быть какая-то энергия (ресурс). У перечисленных выше функций ресурс однажды кончается. Начинает уходить памятование, вовлечение, отождествление… Но это не освобождение от процессов и восстановление правильной интеграции, в которой не информация ума заполонила беспомощное сознание, всесильно влияя на восприятие, а освобожденное сознание восстановило бы своё руководящее главенство над умом. Нет, это полная дезинтеграция и распад, потеря возможности функционировать в привычном режиме подчиненного восприятия, никакой нормальный режим и не создан.

То есть, фундаментально омраченность и зависимость от информации не покинула субъекта, это просто как будто кончилась плёнка в кинопроекторе. Локальный кусочек психики Абсолюта, который придумал себя, допустим, Розенкранцем… или Гильденстерном… или Машей Ивановой… — просто устал, нет сил держать в восприятии самого себя. И он попадает в состояние Бардо. Это тоже можно понять по аналогии с той своей функцией, которая спасает нас от усталости и напряжения (погружение в сон или разные формы транса – в состояния пониженной осознанности).

После сна мы восстанавливаемся, просыпаемся, начинаем снова вроде бы жить (ну, пусть пока так, хотя ни черта не живём на самом деле). После отдохновения в Бардо психика, восстановив свои функции, снова готова к привычному способу восприятия и самогипнозу (интуитивно доверительному отождествлению). Начинается следующая серия воспринимаемой голограммы (киномеханик вставил новую киноленту в проектор и она начинает проецировать информацию на экран нашего восприятия).

Чем обусловлен сюжет и характер новой серии иллюзии (это и есть «воплощение», реинкарнация, только ошибочно считать это именно буквально воплощением, потому что «плоти» нет, на самом деле всё только в восприятии происходит)? А определяется новый сюжет некими остатками прежних сильных переживаний (омрачений), сформировавших на сегодня тот или иной тип восприятия. Например, если человек в предыдущей серии закончил воспринимать «свою жизнь» в диком страхе от каких-то своих или чужих преступлений, то его негативная психика будет бомбить в его новое восприятие тягостными картинками, так же, как после страшного сна мы весь день можем ходить в плохом настроении и подавлено интерпретировать любые события, видя всё в тёмном свете (даже забыв свой сон). Это и есть карма — закон причины и следствия: в чем участвовал и как себя вёл, то и определяет будущую загрузку в восприятие очередной голограммы, которую осознающий её субъект начинает считать реальностью.

А если человек пол жизни промедитировал и делал вещи, которые гармоничны, — то будущая голограмма будет более приятной.

2. Существует возможность вообще исчезнуть. Ну, не было натренированной функции осознавания. Во многих духовных традициях утверждается, что не все «души» (частные психики, рожденные умом Абсолюта и существующие в его восприятии) бессмертны. Какие-то «души» одноразовые, вообще без возможности натренировать своё собственное самоосознавание (эта функция не была предусмотрена, а такие люди только служебные персонажи матрицы типа NPC). А какие-то могут, но «бессмертие» души (вечное самоосознавание) надо было вовремя тренировать, а не разменивать свою жизнь на просмотр фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и чтение текстов с его анализом…

3. А можно посередине быть между первым и вторым вариантом: тысячи эпох провести в Бардо (во сне), время словно остановилось, «души» словно в петлю времени попали.

Это последнее и произошло с Гильденстерном и Розенкранцем.

Они прожили ничтожествами, совершенно неосознанно, плыли по течению, были самыми серыми и второстепенными героями «игры».

«Раньше всё в нашей жизни было интуитивно понятно, не было вопросов», — жалуются они на свою воспринимаю сейчас «реальность», но признают, что раньше они просто не глубоко копали и удовлетворялись наскоро полученными ответами.

Ребёнок видит впервые лужу и она для него чудо. А взрослый уже не удивляется, он думает, что уже знает лужу. Но в луже всё те же загадки, ведь мы так до конца и не знаем мир (что там с квантами и мюонами, что там в самом конце, всегда можно ещё сказать, — а это почему? и пока всех ответов нет, мы всё равно не понимаем, что там с лужей, мир так и не познан). Но ум устаёт искать, ему нужны опоры и он соглашается перестать воспринимать часто встречаемое за чудо, включает в область обыденного, возникает иллюзия знания.

Гильденстерн и Розенкранц умерли, они в Бардо (некое подобие сна со схожими сну функциями): мир логики рушится, во сне же чёрт-те-что иной раз происходит, но мы не удивляемся. Только Бардо это не совсем обычный сон, это на грани, поэтому иногда просыпается какое-то особенно яркое ключевое воспоминание: для них это кармическое начало того процесса, который привёл их к такому существованию — яркий свет, пробуждение, гонец, который передаёт им приказ ехать к королю. Именно это было началом последующего преступления и гибели, это ключевой их момент для вовлечения. Монетка падает всегда «орлом». Это нарушение логики, но только не в хаосе Бардо (как и во сне). Они совсем немного волнуются — постепенно отмирает критичность, хотя немного её ещё осталось, поэтому они смутно несогласны с происходящим. Они пытаются понять, но не могут. Они путаются в простейших вещах — забывают, какой вопрос только что задавали, с какой целью едут и куда, кто такой Гамлет, кого из них как зовут… Потому что, как я и писал выше, ресурс кончился, они в Бардо, функции отмирают (потерялись функции памятования, концентрации, структуры). Образы и процессы возникают перед их гаснущим восприятием искажённо, неполноценно и с провалами: вот они в лесу с театром, вот они после чёрной паузы небытия — вообще выключилась на минуту способность воспринимать — уже во дворце в Эльсиноре… Вот они на корабле…

В Тибетской Книге Мёртвых описан посмертный переход. В самом начале умерший ещё даже не понимает, что умер — вокруг него промелькивают самые важные образы предыдущей серии бытия, в которые они были так вовлечены, а вовлечение, как все остальные функции, угасает постепенно… энергии становится всё меньше, восприятие способно подгружать лишь всё более простые, «низкоэнергетичные миры». Эзотерики думают, что всякие миры, в которых мы воплощаемся — как и «наш» – реальны, ну, то есть это другие материальные вселенные, просто это другие круги миров, — и считают «низкоэнергетичные» миры, соответственно, более холодными, — и мы видим ближе к концу, что сначала у одного из героев, а позже и у другого, — изо рта начинает идти пар, как если мы начинаем говорить на морозе.

Можно ли говорить, что моё «прочтение» притянуто за уши из-за моей профдеформации? Типа, кто о чем, а вшивый (практикующий и преподающий медитацию) об этой вот бане… Ну, я в самом начале написал, что привязываю идею фильма к индуистско-тибетским концепциям с некоторыми оговорками…

Действительно, может быть это только моё понимание, важнее — а что всё-таки хотел сказать автор.

Честно говоря, я полез в интернет и сходу не смог найти информацию о том, что автор интересовался буддизмом. Скорее нет, чем да, иначе информация бы была. Но однако есть информация, что автор чрезвычайно интересовался идеями Фрейда и даже называл себя последним истинным фрейдистом. А где Фрейд, там и его ученик, который развил идеи и ушёл сильно дальше в обсуждаемом сейчас направлении работы психики — я о Юнге. А Юнг очень глубоко изучал восточную тематику, всю эту йогу, буддизм и т.п. Он путешествовал по Индии и изучение индуизма стало основой для его концепций о коллективном бессознательном, о сновидениях и т.п. Пусть возможно Том Стоппард и не читал «Книгу Мёртвых», но для Юнга она была очень значительным откровением в жизни, он даже написал вступление к европейскому изданию этой книги, где вкратце — немного по своему — описал вышеперечисленные концепции.

Стоппард совершенно точно изучал Юнга, потому что в «Леопольдштадт» он опирается на идеи его работы «Сновидения» (по мнению многих критиков и по его цитатам, это можно найти в интернете).

Необязательно изучать весь «Легендариум» Толкиена, чтобы, вдохновившись всего лишь трилогией ВК, начать писать по мотивам про эльфов и драконов, как сделали многие авторы. Вероятнее всего, Стоппард не был буддистом, но был знаком с этими идеями, серьёзно изучал психику и её функции с позиции Фрейда, Юнга и т.д. То есть, даже не читая «Тибетскую книгу мёртвых» (хотя почему бы и нет), он таки был вдохновлен именно идеей посмертия, угасания, осмысления правильной «жизни», чтобы обдумать причины, ведущие к такому вот посмертию в виде бесконечной ленты спутанного бессмысленного времени внутри неосознанного потухающего сознания двух ничтожеств и преступников, чьё восприятие содеянного ими, — стало «совместным», коллективным из-за общего греха. Их грех был как в неосознанности, то есть в бездарном разбазаривании божьей искры, так и непосредственно в предательстве. Общее вовлечение, омрачающее восприятие — является основой и для общего Бардо, и для общего «воплощения» (осознавания новой «реальности» после новой реинкарнации). У Юнга, кстати, так же есть труд «Коллективная вина».

Как минимум, на мой взгляд, можно осмыслять идею фильма в финальных словах «героев» перед повешением:

«Где-то когда-то мы вовремя не сказали «нет». Это звучит как признание: да, вся причина в том, что мы плыли по течению, не были осознаны.

«Ну ладно, в следующий раз сделаем по-другому». Петля времени, зацикленность. И потом опять будет свет, гонец, призывающий их к королю, забытые имена, непонятные значения слов, попытка понять мир вокруг себя посредством размышлений и опытов. Ведь этот сюжет — «информационный образ» ключевого момента, ставший причиной их бесконечного цикла. Возможно, это всё ради миссии что-то в этом событии понять и исправить. По крайней мере, без исправления не будет загрузки кинолент с новым сюжетом в их коллективное слабосильное пограничное с трансом сознание, омраченное предыдущим гибельным переживанием.

Но будет ли результат в следующий раз? Эта эзотерическая набившая оскомину тема с осознанными сновидениями… Но если даже мы не живы по-настоящему, когда не спим, чего ждать от своей психики во сне, когда всё отмирает и становится дистрофически ничтожным — память, внимание, способность различать, критичность и осознанность. Бардо для человека, не подготовившегося правильно к «смерти» для будущего «рождения», — страшная вещь! «Розенкранц и Гильденстерн» — это о человечестве, которое вовсе не живёт, потому что бытие рождается, происходит и гаснет в сознании, когда оно включено и мы присутствуем. А если сознание не работает, нечему и происходить. Нет осознавания – мы не существуем, есть осознавание – мы есмь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: